Fontaines D.C. — Skinty Fia (2022, Partisan Records) post-punk Когда на музыкальном радаре появились Fontaines D.C., казалось, что это будет очередная группа с Британских островов. Её относили к брекзиткору, но, очевидно, что это было некорректно: своим первым альбомом они показали, что являются, в первую очередь, носителями ирландского духа, да и в Ирландии хватает своих проблем. Спустя три года после выпуска Dogrel стало очевидно, что квинтет перерос это музыкальное явление и является даже не флагманом этого движения (как бы ни хотели относить к нему слушатели), а большой самостоятельной единицей в мире современной гитарной музыки. Вообще, рецензия на альбом выходит очень запоздало, все, кто хотел, услышали альбом. Но про него есть сказать, тем более альбом вышел довольно сложным с точки зрения критики. Вышедшие четыре сингла показали, что группа движется в рамках своего звучания куда-то в новую степь, и это было круто. Я ждал, что музыкальная журналистика воспримет альбом более благосклонно, однако он был оценён на уровне предыдущих альбомов. Очень хороший релиз, но определённо не прорыв. И их можно понять. Skinty Fia получился очень интересным альбомом. Он одновременно и абсолютно новый для группы, однако во многом это и возврат к ирландским корням, которые были видны очень сильно на Dogrel. Начнём с нового. Во-первых, контекст альбома очень важен: группа мигрировала из Дублина в Лондон, отчего они записали свою первую кричащую политическую песню, I Love You, вышедшую синглом в феврале этого года. Эта песня построена на контрасте личного успеха фронтемена Грайана Чаттена с политическими проблемами Ирландии. Да и открывающая композиция, довольно длинная In ár gCroíthe go deo, тоже несёт такой оттенок. Это песня, с репетативным, почти религиозным фоновым напевом на ирландском, про женщину, на чьей могиле запретил английский мэр высечь эту надпись (переводится как «В наших сердцах навсегда»), посчитав её излишне политизированной. Даже само название альбома Skinty Fia, вроде бы, переводится с ирландского как ругательство, которое часто употребляла в своей речи бабушка Грайана, но, с другой стороны, можно трактовать как переживание музыкантов о вымирающей ирландской культуре, так как оно переводится как «проклятие оленя», и на обложке альбома под зловещим красным светом в нетипичной среде (доме) изображён вымерший большерогий олень, когда-то живший на территории Ирландии. Именно поэтому в очередной раз назвать брекзиткором группу язык никак не поворачивается. Первое политическое заявление группы за три альбома, и это очень мощно. Во-вторых, в отличие от двух предыдущих полноформатников, альбом по настроению представляет собой американские горки, а не вполне осязаемый определённый вайб, как на Dogrel и, особенно, A Hero's Death. В-третьих, композиции Nabokov, Jacky Down The Line и Skinty Fia. Первая — самая шумная от них за весь период творчества группы, на создание которой сильно повлиял гитарист Конор Кёрли. Вторая — наконец-то заигрывания с поп-музыкой. Третья — определённые реверансы в сторону электроники и трип-хопа. В-четвёртых, структура альбома. В отличие от Dogrel, который был равномерно напичкан хитами, и A Hero's Death с двумя великими композициями в самом начале, сильной A Hero's Death в середине и серой No в самом конце, Skinty Fia плавно разгоняется к Roman Holiday, берёт внезапный аккордеонный перерыв на The Couple Across the Way, и затем постепенно добивает Skitny Fia, и, особенно, тематически одинаковыми, но воспринимающимися друг после друга контрастным душем I Love You и Nabokov. Но и общего хватает. Конечно, в главную очередь, это ирлнадскость, которую не хватало на уставшем A Hero's Death, получившемся излишне личным. Да и стоит признать, местами слышатся знакомые по предыдущим альбомам нотки. Это не абсолютно новый по звуку альбом, а, скорее, горизонтальное развитие музыки группы в сторону. И, наконец, красной нитью проходящая сквозь творчества группы тематика личных отношений Грайана. И тут они оттянулись по полной. Есть и очевидная How Cold Love is, и Jackie Down The Line про неудачный опыт с абьюзивным партнёром, прямо говорящим, что он слишком эгоистичен, и The Couple Across The Way, композиция про ссоры и разбитые зеркала, и Nabokov с болезненной привязанностью и компромиссами. Вообще, на фоне Love Is The Main Thing с предыдущего релиза, личная тема не видится такой беспросветной тьмой. Но отдельно стоит сказать про две лучших композиции с альбома, скрепивших личное и политическое воедино, очень летней Roman Holiday и, пожалуй, самой прямолинейной и мощной композицией альбома, I Love You. Типичная постпанковая Roman Holiday — это про встраивание эмигранта в новой культурной среде, попытках заместить грустную скуку по родине травой и встречами за рубежом. Очень приятно видеть отсылку в виде упоминания домашнего стадиона футбольного клуба Богемиан, на чьей выездной форме в 2021 году красовалось в виде логотипа название группы. Тема досуга, кстати, поднимается и на Bloomsday с ностальгическим описание традиционного досуга ирландцев. Ну и, конечно, I Love You, где контраст личного и политического одновременно слишком сильный, припев и куплеты не сочетаются друг с другом, но в то же время воспринимается очень органичным конфликтом молодого поколения. Альбом получился, как полагается Fontaines D.C., очень лиричным, с уже привычным ирландским акцентом и довольно разнообразной инструментальной частью. Для меня это один из самых значимых альбомов года, и, как минимум, с ним стоит ознакомиться многим, кто не успел ещё это сделать. Оценку давать ему очень сложно из-за личных переживаний и моментов, связанных с ним, у автора, и я могу разве что поставить «затёрто до дыр/10». #post_punk #gothic_rock | #itmaybeyou

Теги других блогов: Fontaines D.C. Skinty Fia Partisan Records